Правила ведения трудовых книжек
При трудоустройстве работник обязан предъявить трудовую книжку работодателю. Исключение составляет случай, когда работник только начинает свою трудовую деятельность и устраивается на работу в первый раз или собирается работать на условиях совместительства. В случае если сотрудник до устройства на работу в организацию нигде не работал, то согласно статье 65 ТК РФ, работодатель должен оформить ему трудовую книжку.
Напомним, что форма трудовой книжки, а так же правила ее ведения закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», а инструкция по заполнению трудовых книжек утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.
Новый порядок заполнения трудовой книжки
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек", сориентированному на новый Трудовой кодекс, который пришел на смену КЗоТу, правила заполнения трудовой книжки были изменены.
После принятия нового Трудового кодекса появилась необходимость обновить не только инструкцию по заполнению трудовых книжек, но так же и форму приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее.
По словам Алексея Анохина, замначальника отдела правового регулирования труда правового департамента Минтруда РФ, значительных изменений в работе кадровиков в связи с этим не предвидится, так как в основу документа легли положения, закрепленные прежней инструкцией. Так например, документ подтверждающий трудовую деятельность россиянина, по-прежнему будет состоять из тех же основных разделов и заполняться на основании принятых в стране официальных документов.
Однако эти изменения коснулись не только работников кадровых служб, но и всех тех, кто начинает свою трудовую деятельность, переходит с работы на работу или увольняется на пенсию. В этой статье мы расскажем вам, в какие из новых положений необходимо вчитываться особенно внимательно.
Инструкция по заполнению трудовой книжки
Единственное нововведение, пожалуй, в том, что теперь не допускаются никакие сокращения. Записи должны вестись очень подробно. И за этим должен следить не только работник отдела кадров, но и хозяин трудовой книжки. Например, надо знать, что нельзя писать в трудовой книжке "пр." вместо "приказ", "расп." вместо "распоряжение", "пер." вместо "переведен" и т.д.
Пожалуй наиболее важным нововведением стало то, что теперь в трудовых книжках категорически не допускаются никакие сокращения. Теперь все записи должны вестись очень подробно и за этим должен следить не только сотрудник отдела кадров, но и сам обладатель трудовой книжки. Например, надо знать, что нельзя писать в трудовой книжке "пр." вместо "приказ", "расп." вместо "распоряжение", "пер." вместо "переведен" и т.п.
Есть так же изменения в заполнении сведений об увольнении и увольнении с переводом. Теперь при прекращении трудового договора по основании статьи 77 ТК РФ (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон), в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращение трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт указанной статьи. Например: "Уволен в связи переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переходом на выборную работу (должность), пункт 5 статьи 77 ТК РФ" или "Уволен в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора , пункт 7 статьи 77 ТК РФ".
Если же расторжение трудового договора происходит по инициативе работодателя, то в трудовую книжку вносится запись об увольнении со ссылкой на соответствующий пункт статьи 81 ТК РФ или другие основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные законодательством. Например: "Уволен в связи с неоднократным неисполнением работником трудовых обязанностей без уважительных причин при уже имеющемся дисциплинарном взыскании, пункт 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации", "Уволен в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе, пункт 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации" или "Уволен в связи с представлением работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора, пункт 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".
В том случае, если прекращение трудового договора происходит по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, то в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на соответствующий пункт статьи 83 ТК РФ. Например: "Уволен в связи с призывом работника на воинскую службу или направлению его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, пункт 1 статьи 83 ТК РФ" или "Трудовой договор прекращен в связи с признанием работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением, пункт 5 статьи 83 ТК РФ.
Если же трудовой договор расторгается по инициативе работника по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление различных льгот и преимуществ, то запись об увольнении вносится в трудовую книжку с подробным указанием этих причин. Например: "Уволен по собственному желанию в связи с изменением организационных или технологических условий труда, статья 73 ТК РФ" или "Уволен по собственному желанию в связи с отсутствием указанной работы, статья 73 ТК РФ".
Стоит так же отметить, что правильное заполнение трудовой книжки прежде всего в интересах самого работника, и если он не хочет, чтобы у него возникли сложности в дальнейшем (например при переходе на другую работу или оформлении пенсии), ему необходимо внимательно отслеживать вносимые записи в данный документ.
Образец заполнения трудовой книжки
Правила оформления титульного листа трудовой книжки и внесение в него изменений регламентируются разделом 2 инструкции по заполнению трудовых книжек утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Как правило, здесь у кадровиков вопросов не возникает.
При оформлении трудовой книжки в нее необходимо внести следующие сведения о работнике:
фамилия, имя, отчество;
дата рождения (число, месяц, год);
образование;
профессия, специальность.
После того как будут заполнены данные работника на титульном листе, на нем следует поставить печать организации и подписи сотрудника кадровой службы оформляющего трудовую книжку и ее владельца.
Теперь перейдем к более сложным вопросам, зачастую вызывает трудности заполнение строки "Профессия, специальность". Многие бухгалтеры и кадровики считают, что указывать нужно и профессию, и специальность. Однако в дипломах есть информация о чем-то одном: либо о специальности, либо о профессии. Одновременно профессия и специальность не указываются.
Кроме того, во всех дипломах есть сведения о квалификации. Ее в трудовую книжку вписывать не нужно. Обратите внимание: в строке «Профессия, специальность» должность, на которую поступает работник, также не указывается.
За время трудовой деятельности у сотрудника могут поменяться анкетные данные (например, фамилия), он может получить дополнительное образование, у него может появиться новая профессия. Как отразить эти изменения в трудовой книжке?
Если нужно исправить фамилию, имя, отчество или дату рождения, алгоритм действий такой. Устаревшие данные зачеркиваются одной чертой, а рядом вписываются новые сведения (п. 2.3 инструкции).
Безусловно, указанные исправления можно внести только на основании соответствующих документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о браке, свидетельства о расторжении брака, свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества и др.). Поэтому на внутренней стороне обложки обязательно должна быть ссылка на номер и дату того документа, на основании которого внесены изменения. Такая ссылка должна быть заверена подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью организации (или печатью кадровой службы). Основание — пункт 2.3 инструкции.
Информация о полученном новом образовании, профессии, специальности вносится путем дополнения имеющихся записей (если они есть) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей (п. 2.4 инструкции). Заметим, что инструкция не содержит требований о том, что на внутренней стороне обложки нужно сделать ссылку на документы, подтверждающие полученное образование. Заполнение раздела "Сведения о работе"
Правила заполнения сведений о работе и исправления этих записей приведены в разделе 3 инструкции. Перечислим некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание.
Как показывает практика, бухгалтеры или кадровики часто используют в трудовых книжках сокращения. Между тем пунктом 11 правил и пунктом 1.1 инструкции установлено, что в трудовой книжке они недопустимы. Например, нельзя писать «Пр.» вместо слова «Приказ» и «Расп.» вместо «Распоряжение», «пер.» вместо «переведен» и т. д. Аналогично нельзя сокращать слова «пункт», «часть», «статья» и «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Каждый бухгалтер знает, что неправильную запись в трудовой книжке можно исправить. А вот как правильно это сделать, помнят не все. Поэтому и ошибки в разделе «Сведения о работе» встречаются чаще всего.
Основное правило таково: зачеркивать неправильную запись нельзя (п. 1.2 инструкции). Чтобы исправить ошибку, нужно внести запись со следующим порядковым номером (он проставляется в графе 1). В графе 2 указывается дата внесения правильной записи. В графе 3 нужно написать, запись за каким номером считается недействительной, а в графе 4 продублировать дату и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя.
Из пункта 27 правил следует, что исправления в трудовую книжку должен вносить тот работодатель, который допустил ошибку. Но в то же время новый работодатель также может внести исправительную запись на основании официального документа прежнего работодателя. Такими документами могут быть заверенные прежним работодателем копии приказов о приеме и увольнении работника.
А что делать в случае, если, например, организация, которая сделала неправильную запись, реорганизована или ликвидирована? Ответ на этот вопрос дает пункт 28 правил. Исправление должен сделать правопреемник, а в случае ликвидации организации — работодатель по новому месту работы на основании соответствующего документа (например, справки из архива).
И последнее. При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку сотрудника за время его работы у работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (п. 35 правил). Работник ставит подпись рядом с подписью работодателя или на следующей строке.
Заметим, что на заполнение (внесение исправлений) раздела «Сведения о награждении» распространяются те же правила, что и на раздел «Сведения о работе». Дубликат трудовой книжки. Копия трудовой книжки
Когда работодатель обязан выдать работнику дубликат трудовой книжки? Правила и инструкция предусматривают три случая.
Первый случай. Работник утратил трудовую книжку. Согласно пункту 31 правил в случае утраты трудовой книжки работник должен немедленно сообщить (написать заявление) об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает дубликат не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.
Дубликат оформляется по общим правилам заполнения трудовой книжки. В него вносятся подтвержденные документами сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы сотрудника до поступления в данную организацию, а также имеющиеся в трудовой книжке сведения о работе и награждении (поощрении) по последнему месту работы (п. 7.2 инструкции и п. 32 правил).
Сначала записывается суммарный общий стаж работы, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения организации, периодов работы и должностей работника. А затем (при наличии подтверждающих документов) стаж работы расшифровывается по отдельным периодам работы. При этом нужно указывать: в графе 2 — дату приема на работу, в графе 3 — наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работу (должность), специальность, профессию с указанием квалификации, на которую был принят работник, в графе 4 — наименование, номер и дату соответствующего документа.
Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только подтвержденные данные.
Второй случай. В трудовой книжке есть запись об увольнении или переводе на другую работу, признанная недействительной. В этом случае по письменному заявлению работника ему выдается дубликат, в который последовательно переносятся все произведенные в трудовой книжке записи, кроме той, которая признана недействительной (п. 1.2 инструкции и п. 33 правил).
Третий случай. Трудовая книжка пришла в негодность (обгорела, порвана, испачкана и т. п.). Порядок выдачи дубликата в этом случае такой же, как и в случае, когда в трудовой книжке есть запись, признанная недействительной.
Когда работодатель обязан выдать сотруднику копию трудовой книжки? По требованию работника. Как сказано в пункте 7 инструкции, работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из нее. Копия (выписка) выдается не позднее трех дней со дня подачи заявления.