Что должен знать плательщик страховых взносов о выездных проверках
Что должен знать плательщик страховых взносов о выездных проверках.
Правлением Пенсионного фонда РФ, Распоряжением от 03.02.2011г. № 34р, утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Действие Методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010г.
Что должен знать плательщик страховых взносов о выездных проверках ?
Критерии, влияющие на отбор плательщиков страховых взносов при планировании выездных проверок:
Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).
- Несвоевременное представление индивидуальных сведений.
- Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.
- Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.
- Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).
- Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.
- Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности; резкое изменение численности работающих в течение отчетного периода.
- Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
- Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).
Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Решение о проведении проверки, место проведения проверки
Решение о проведении проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения (выделенного на отдельный баланс) или месту жительства физического лица и оформляется по форме 9-ПФР.
Решение выносится на основании и в срок, указанный в плане-графике. План-график утверждается не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год. Но в течение года в план-график могут быть изменения (исключение, изменение сроков, включение).
Решение выносится в двух экземплярах. Первый – вручается плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого плательщика или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки).
При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещение плательщика (за исключением жилых помещений) руководитель проверки составляет акт (по форме 13), подписываемый им и проверяемым лицом (в случае отказа проверяемого лица подписать акт – делается соответствующая запись). На основании такого акта территориальный орган ПФР вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате – на основании имеющихся данных или по аналогии.
- Требование о предоставлении документов
Требование о предоставлении документов составляется должностным лицом, проводящим выездную проверку (по форме 14). Количество требований, выставляемых плательщику в ходе выездной проверки, не ограничено. Первый экземпляр требования вручается лично под роспись руководителю организации (обособленного подразделения) или индивидуальному предпринимателю, или их уполномоченным представителям. На территории проверяемого плательщика или территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки), в последнем случае уполномоченные представители вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика (по форме №7).
Истребованные документы представляются в виде заверенных проверяемых лицом копий по описи, заверяемой обеими сторонами. Срок представления истребованных документов – в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Отказ от представления документов или непредставление их в установленные сроки влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Если плательщик взносов не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, он вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов, с указанием причин и о сроках, в течение которых плательщик может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе продлить сроки представления документов или отказать в их продлении (выносится отдельное решение по форме 15).
Проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке. Ознакомление осуществляется на территории плательщика, за исключением случаев проведения проверки по месту нахождения территориального органа ПФР. Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников документов.
- Виды выездной проверки, длительность проверки, период, сроки
Виды выездных проверок:
- плановые;
- в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Плановая выездная проверка:
Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Проведение выездной проверки может быть приостановлено:
- для истребования документов (информации);
- получение информации от иностранных государственных органов;
- для перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующими решениями руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР (по формам №10, № 11).
Общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев.
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации проводится не зависимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом также проверяется период, не превышающий трех календарных лет (но не ранее 01.01.2010г.)
Выездная проверка ликвидируемого плательщика организуется таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации (т.е. до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) плательщику были вручены копия решения по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. А также принимаются меры по истребованию сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
- Проведение выездной проверки
Проверка может проводиться сплошным и выборочным методом.
При проведении проверки проверяются: 1. Учредительные документы и содержащиеся в них сведения: - устав, учредительный договор, положение. 2. Учетная политика организации: - приказы об учетной политике. 3. Разрешительные документы: - лицензии и т.п. 4. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. 5. Бухгалтерская отчетность: - годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения. 6. Регистры синтетического бухгалтерского (налогового) учета: - главная книга, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости; - книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП; - кассовая книга и пр. 7. Аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто) по счетам: - 70, 69, 50, 51 ,55 , 71, 73, 76, 84. - 41,10, 43, 45 (при выплатах в натуральной форме). - 91 (при безвозмездной передаче материальных ценностей); - 84 (при выплатах за счет прибыли). 8. Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (по рекомендованной форме к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010г. № 02-03-08-56П). 9. Организационно-распорядительные документы, договоры, контракты, соглашения: - коллективные договора; - трудовые договора; - договора гражданско-правового характера; - соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и т.п.; 10. Банковские и кассовые документы; 11. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления хозяйственной деятельности: - в т.ч. ведомости, РКО, платежные документы; - приказы, договора, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) – при выплате в натуральной форме;
Документы подлежат тщательной проверке в части:
- полноты представленного комплекта истребованных документов;
- правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки;
- наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
- правильности заполнения обязательных реквизитов в документах;
- правильности внесения исправлений;
- наличия подчисток и помарок;
- соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов;
- правильности подсчета соответствующих итогов в документах.
Проверяется своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений, их достоверность.
Следует отметить, что проверяется последний уточненный расчет, представленный до даты ознакомления плательщика с решением о проведении выездной проверки.
В случае представления уточненного расчета в ходе выездной проверки до ее окончания, при принятии решения по результатам проверки учитываются показатели данного уточненного расчета. Но при этом плательщик не освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную оплату страховых взносов.
Обязательно проверяется обоснованность применения пониженных ставок страховых взносов.
В связи с тем, что ведение учета осуществляется плательщиками с применением специализированных программ, особое внимание следует обратить на операции, введенные вручную. Обращается внимание на нетипичные корреспонденции счетов, несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам.
При обнаружении подобных записей проверяется наличие первичных или иных оправдательных документов, подтверждающих правомерность таких операций.
При проверке ведения индивидуальных карточек проверяется сопоставимость и соответствие показателей с карточкой учета НДФЛ и справками 2-НДФЛ. Если сумма, отраженная в 2-НДФЛ – больше – выясняется причина данного расхождения. При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение сроков представления отчетов, проверяется наличие не возвращенных в установленные сроки подотчетных сумм, проверяется удержание их с заработной платы подотчетных лиц.
При проверке расчетов с подотчетными лицами проверяются:
- авансовые отчеты;
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении, командировочное удостоверение;
- журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки;
- журнал учета работников, прибывших в командировку;
- инвентаризационные описи по счету 71;
- приказы руководителя об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать денежные средства под отчет на хозрасходы;
- приказы о направлении в командировки;
- первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению;
- приказы об установлении норм командировочных расходов;
- договора ГПХ,
- акты закупок материальных ценностей у физических лиц;
- иные документы.
При выплатах вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) – сумма выплаты должна учитываться как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, включая НДС и акцизы.
Проверяется, не осуществлялись ли выплаты работникам в натуральной форме, минуя счет реализации. Для этого проверяются первичные документы (накладные на передачу материалов, товаров, услуг и т.д.).
При проверке операций реализации работникам (физическим лицам) основных средств и прочих активов, анализируются следующие документы:
- акт о ликвидации основных средств;
- накладная на отпуск ТМЦ со склада;
- акты приема-передачи основных средств и др.документы.
- Оформление результатов выездной проверки
В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной проверке (по форме 12-ПФР) с указанием предмета проверки и срока ее проведения. Один экземпляр вручается плательщику (уполномоченному представителю). В случае уклонения от получения справки – высылается заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт проверки (по форме 17-ПФР).
Акт состоит из трех частей:
- вводная часть – общие сведения о проведенной проверке и плательщике взносов;
- описательная часть – информация по основным вопросам, подлежащим проверке. При выявлении нарушений отражаются:
- сведения о выявленном занижении базы;
- сведения о выявленной сумме неуплаченных взносов;
- сведения о выявленной неуплате в результате неправомерных действий (бездействия);
- сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета;
- сведения о других документально подтвержденных фактах нарушения законодательства.
- итоговая часть содержит:
- выводы органа контроля о взыскании неуплаченных сумм взносов и пеней;
- предложения по устранению выявленных нарушений;
- предложения о привлечении плательщика к ответственности;
- указание на право представить возражения по акту проверки в течение 15 дней со дня получения акта проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен плательщику под расписку. При уклонении от получения – направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Акт считается врученным на шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту. Срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц, в случае необходимости получения дополнительных доказательств.
При отсутствии нарушений – решение по результатам проверки не принимается.
Решение о привлечении к ответственности за совершенное правонарушение или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу в течение 10 дней со дня вручения его плательщику страховых взносов, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Вручение производится под расписку или отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечение шести дней со дня направления заказного письма.
Главный аудитор
ООО «АФ «Винг-Эксперт»
Дудник Е.В.