КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Документирование кадрового делопроизводства
Кадровое делопроизводство осуществляется в виде организационных, распорядительных и информационно-справочных документов. Организационные документы регламентируют структуру, задачи и функции организации, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов.
К основным организационным документам, в частности, относятся:
- устав;
- договор об учреждении (учредительный договор);
- положение о филиале (структурном подразделении);
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- должностные инструкции.
К распорядительным документам относятся приказы, распоряжения и поручения по основной деятельности организации, в которых отражаются вопросы работы с кадрами, а также документы по личному составу, отражающие конкретные управленческие ситуации процессов движения кадров, их учета, оценки и т.д.
При подготовке документов по личному составу следует руководствоваться Альбомом учетных форм первичной документации.
Приказы по личному составу, издаваемые по унифицированным формам (Т-1, Т-5, Т-6, Т-8 и т.п.) следует оформлять с использованием шрифта Times New Roman, размер N 14. В тексте документа фамилия, имя и отчество необходимо писать на одной строке (первые буквы прописные, остальные строчные) с одним пробелом между словами. Допускается оформление приказов по личному составу (о наложении дисциплинарных взысканий, о смене фамилии, о замещении и т.п.) в произвольной форме, так как унифицированные формы приказов не охватывают все кадровые операции.
К информационно-справочным документам относятся: акты, справки, докладные и объяснительные записки, телеграммы, телефонограммы, протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, заявления, графики ежегодных отпусков, другие документы, содержащие информационно-справочные данные по вопросам работы с кадрами.
Документирование движения кадров
Документирование трудовых правоотношений осуществляется при приеме, переводе, перемещении, увольнении работников, предоставлении отпусков, командировании, нахождении на лечении и т.д.
Оформление приема нового работника осуществляется на основе:
- паспорта;
- документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний; трудовой книжки, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
- документов воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
При оформлении трудового договора при приеме на работу работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должно быть представлено заключение о медицинском освидетельствовании, которое определяет пригодность работника по состоянию здоровья к выполнению функций, предусмотренных его трудовым договором. В процессе трудовой деятельности некоторые категории работников, указанные в статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации, проходят периодические медицинские осмотры. В отдельных случаях могут запрашиваться у лица, поступающего на работу, дополнительные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые при заключении трудового договора.
На лиц, поступающих на работу впервые, оформляются трудовая книжка и документы для получения страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
Лицо, поступающее на работу подает вместе с установленными документами личное заявление с просьбой о приеме на работу или согласии работать на предложенной ему должности.
При достижении договоренности с лицом, поступающим на работу, заключается трудовой договор и издается приказ о приеме его на работу.
Последовательность оформления документов при приеме на работу:
- составление и оформление трудового договора;
- составление и оформление приказа о приеме на работу;
- оформление личной карточки (Форма № Т-2);
- внесение соответствующей записи в трудовую книжку;
- оформление личного дела.
Приказы по личному составу являются первичными учетными документами, фиксирующими факт приема, перевода, перемещения или увольнения работника, и основанием для начисления ему заработной платы:
- Приказ о приеме на работу (Форма № Т-1) издается на основании заключенного трудового договора. Приказ о приеме на работу, подписанный руководителем, регистрируется и объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.
- Личная карточка работника (Форма № Т-2) является основным учетным документом, оформляется на каждого работника, принятого на работу, и служит основанием для анализа состава и учета движения кадров.
В период оформления на работу работника знакомят с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и другими документами организации и соответствующего подразделения, имеющими отношение к его трудовой деятельности.
В зависимости от профессии (должности), квалификации и вида предстоящей трудовой деятельности работник допускается к выполнению должностных обязанностей после проведения соответствующих инструктажей, обучения, стажировки или проверки знаний.
Информация о работнике вносится при необходимости в учетные книги и журналы: о приеме и увольнении работников, о движении трудовых книжек, о регистрации приказов, об учете трудовых договоров, должностных инструкций, служебных удостоверений и т.п.
Предоставление ежегодных отпусков работникам осуществляется в соответствии с графиком ежегодных отпусков (Форма № Т-7) и оформляется приказом по личному составу (Форма № Т-6 и N Т-6а).
Оформление работников в командировки осуществляется по унифицированным формам:
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (фФорма № Т-10а);
- приказы о направлении работника (работников) в командировку (Форма № Т-9 и N Т-9а);
- командировочное удостоверение (Форма № Т-10).
Оформление личных дел
Личное дело - совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Первоначально в личное дело группируются документы, оформленные при приеме на работу и назначении на должность. Личные дела включает в себя анкетно-биографические, характеризующие и дополнительные документы.
Документы в личном деле работника располагают в хронологическом порядке (по дате их издания или составления) в следующей последовательности:
- дополнение к анкете;
- анкета с фотографией 4 х 6;
- копии дипломов об окончании высшего, среднего профессионального учебного заведения;
- копии свидетельств о дополнительном профессиональном образовании;
- копии дипломов о повышении квалификации;
- копии дипломов, аттестатов о присвоении ученых степеней, званий;
- автобиография;
- представление (для руководителей);
- характеристика;
- заявление;
- медицинское заключение о состоянии здоровья (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- трудовой договор;
- приказ о назначении (приеме на работу);
- опись документов, имеющихся в личном деле. В дальнейшем в личное дело включают все основные документы, возникающие в период трудовой деятельности работника (документы об изменении анкетно-биографических данных, представления о назначении, характеристики, аттестационные листы, копии приказов о переводе на другую работу, о поощрениях, дисциплинарных взысканиях и т.п.).
Организация работы по ведению трудовых книжек
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовая книжка оформляется и в дальнейшем ведется в точном соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69.
Трудовая книжка является документом строгой отчетности. В организации ведутся:
- приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в нее;
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
В приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в нее, которая ведется бухгалтерией, вносятся сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовых книжек и вкладышей в них с указанием серии и номера каждого бланка. В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, которая ведется кадровой службой, регистрируются все трудовые книжки работников, принятых на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них (с указанием серии и номера), оформленные на работников, поступивших на работу впервые. Испорченные при заполнении бланки трудовых книжек подлежат уничтожению в установленном порядке. В соответствии с пунктом 43 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, неполученные работниками при их увольнении трудовые книжки хранятся в течение двух лет в кадровой службе, а затем передаются на хранение в архив. Срок хранения невостребованных трудовых книжек - 50 лет.
Порядок передачи документов на хранение
Общий порядок работы по подготовке документов кадрового делопроизводства к архивному хранению, включая формирование и оформление дел, проведение экспертизы ценности документов, составление описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и передачу дел в архив, регламентируется инструкцией. Документы кадрового делопроизводства по истечению срока надобности в установленном порядке передаются на архивное хранение либо выделяются к уничтожению. Отбор документов на хранение или уничтожение осуществляют путем проведения экспертизы ценности документов. Работу по организации и проведению экспертизы ценности документов кадрового делопроизводства проводит экспертная комиссия. Документы по личному составу постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения подлежат передаче в архив не позднее, чем через три года после завершения их делопроизводством. Документы временного (до 10 лет включительно) хранения не передаются в архив, а хранятся в соответствующих подразделениях (как правило, в службе управления персоналом или бухгалтерии) в специально отведенных местах (отдельных комнатах или запирающихся шкафах) и по истечении сроков их хранения уничтожаются в установленном порядке.
К документам по личному составу постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения относятся:
- приказы по личному составу о назначении (приеме), освобождении (увольнении), переводе, перемещении, смене фамилии, награждении и поощрении;
- личные дела и личные карточки работников (форма N Т-2).
Подготовка дел по личному составу к передаче в архив осуществляется специалистами архивных служб. Документы по личному составу, подлежащие передаче в архив, формируются в соответствующие дела, каждый лист дела нумеруется в развернутом виде арабскими цифрами в валовом порядке. Номера листов проставляются карандашом в правом верхнем углу листа на свободном от текста месте. Применение авторучек и цветных карандашей не допускается. Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются: вначале нумеруется конверт, а затем - каждый вложенный в него документ. Допущенные при нумерации листов ошибки устраняются, при этом старый номер зачеркивается и рядом проставляется новый номер. Делать исправления запрещается.
В соответствии с Основными правилами работы архивов организаций, утвержденными Росархивом 6 февраля 2002 г., обязательными реквизитами описания обложки дела являются:
- наименование организации;
- наименование структурного подразделения;
- индекс дела (в соответствии с номенклатурой дел);
- заголовок дела;
- дата начала и окончания дела;
- количество листов в деле;
- срок хранения дела;
- архивный шифр дела.
На обложке дела указывается полное наименование подразделения организации, а в скобках - принятое сокращенное наименование этого подразделения. Каждое оформленное для передачи на архивное хранение дело должно иметь внутреннюю опись включенных в него документов. Если по каким-либо причинам (в результате пожара, затопления, несчастного случая и т.п.) произошла утрата документов, то составляется акт о происшествии в присутствии представителей соответствующих государственных органов (пожарной охраны, водоканала, милиции и т.п.).