Письмо ФНС № 3-2-06/22 от 2010-03-17

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004
Уточните месяцДекабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь
17.03.2010
№ 3-2-06/22

Федеральная налоговая служба письмо от 17 марта 2010 г. №3-2-06/22

Федеральная налоговая служба письмо от 17 марта 2010 г. №3-2-06/22

Принято

Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой 17 марта 2010 года

Вопрос:

О порядке учета в целях налогообложения налогом на прибыль процентов по долговым обязательствам.

Ответ:

ФНС России поддерживает позицию Минфина России о необходимости учета процентов по долговым обязательствам в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от условий договора в отношении даты осуществления расчетов по суммам начисленных за период пользования процентов.

Такой подход соответствует общему порядку признания расходов и доходов для целей налогообложения при применении метода начисления, согласно которому расходы и доходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств.

Вместе с тем ВАС РФ в Постановлении Президиума от 24.11.2009 N 11200/09 "перенес" этот срок на дату возникновения у заимодавца права требования уплаты процентов по уже погашенному долговому обязательству.

По мнению ФНС России, это решение, основанное на выборочном применении отдельных норм ст. ст. 272 и 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступает в прямое противоречие с иными положениями этих же статей, применение которых, по мнению ФНС России, и требует равномерного признания процентов в течение всего периода пользования заемными средствами.

В частности, абз. 2 п. 4 ст. 328 Кодекса устанавливает определять сумму расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде. Таким образом, четко определяется, что сумма процентов относится непосредственно к периоду пользования заемными средствами.

Именно такой подход, а не применение установленной договорам даты расчетов по суммам процентов, определен и нормой абз. 1 п. 4 ст. 328 Кодекса, где говорится о том, что первичным документом для учета процентов в составе расходов является выписка о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету. В таком контексте понятие "сумма процентов, причитающаяся к выплате на конец месяца" скорее должно означать признание процентов на конец каждого месяца пользования заемными средствами, нежели их признание по дате, на которую стороны условиями договора перенесли (отсрочили) срок расчетов по суммам задолженности.

Также только при таком прочтении общий подход может быть связан с требованием абз. 2 п. 8 ст. 272 Кодекса, устанавливающего в случае погашения долгового обязательства признавать расход осуществленным и включить в состав соответствующих расходов на дату погашения долгового обязательства.

Таким образом, признавая возможность неоднозначного толкования норм ст. ст. 272 и 328 Кодекса в отношении даты признания расходов по заемным средствам, ФНС России не видит оснований для изменения сформированного ранее подхода к порядку признания процентов в связи с решением ВАС РФ, поскольку это приведет к нарушению иных требований законодательства в отношении учета для целей налогообложения процентов по долговым обязательствам. Также изменение подхода приведет к отсутствию экономической обоснованности нормирования величины принимаемых при исчислении налога на прибыль сумм процентов, поскольку это потребует нормирования по отношению к ставке Банка России по оговоренной сторонами дате выплаты процентов. Такой подход не полностью соответствует требованиям п. 3 ст. 3 Кодекса о необходимости экономической обоснованности налога.

Имеющаяся неясность норм ст. ст. 269, 272 и 328 Кодекса может быть ликвидирована путем:

Действительный

государственный советник РФ

2-го класса

С.Н.ШУЛЬГИН

17.03.2010

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.