Письмо Минфина № 03-01-01/12-78 от 2003-03-18

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992
Уточните месяцАвгуст, Март
18.03.2003
№ 03-01-01/12-78

О применении отдельных положений инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации Лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета

О применении отдельных положений инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации Лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета

Принято

Министерством финансов Российской Федерации 18 марта 2003 года

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступившими запросами о применении отдельных положений Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 142н (далее - Инструкция), в дополнение к письму Минфина России от 20.02.2002 N 3-01-01/12-56 разъясняет.

1.Общие положения

1.Вопрос. Какой порядок закрытия распорядительного лицевого счета органа федерального казначейства (код 02) и лицевого счета органа федерального казначейства (код 04), их консолидации с лицевыми счетами распорядителя средств (код 01) и лицевыми счетами получателя средств (код 03)?

Пункт второй 434 статьи устанавливает, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами (например, счет).

Ответ.Распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства (код 02) и лицевой счет органа федерального казначейства (код 04) закрываются по мере доработки программных продуктов и внедрения их в органах федерального казначейства. Сроки закрытия указанных лицевых счетов будут доведены до органов федерального казначейства дополнительно.

Суммы, учтенные на распорядительном лицевом счете органа федерального казначейства (код 02), переносятся на лицевой счет распорядителя средств (код 01) и отражаются на нем нарастающим итогом с начала года по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе следующих показателей:

лимиты бюджетных обязательств текущего года;

распределенные лимиты бюджетных обязательств;

объем финансирования текущего года;

распределенные объемы финансирования.

Суммы, учтенные на лицевом счете органа федерального казначейства (код 04), переносятся на лицевой счет получателя средств (код 03) и отражаются на нем нарастающим итогом с начала года по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе следующих показателей:

лимиты бюджетных обязательств текущего года;

поставленные на учет денежные обязательства, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в текущем году;

кассовые расходы;

восстановление кассовых расходов;

объемы финансирования текущего года.

Орган федерального казначейства отражает указанные операции на лицевом счете по коду 01 (по коду 03) на основании копии лицевого счета по коду 02 (коду 04) на дату его закрытия.

Открытие отдельных лицевых счетов органу федерального казначейства для учета операций по федеральным программам по кодам 01 и 03 не предусмотрено.

2.Вопрос. Распространяется ли установленный Инструкцией порядок нумерации лицевых счетов на аналитические счета отделений федерального казначейства, открытые в Управлении федерального казначейства в условиях функционирования Единого казначейского счета по расходам?

Ответ.Порядок открытия лицевых счетов, установленный настоящей Инструкцией, не распространяется на счета отделений федерального казначейства, которые могут быть открыты к балансовому счету Управления федерального казначейства N 40105 "Средства федерального бюджета" в условиях функционирования Единого казначейского счета по расходам федерального бюджета для аналитического учета операций, проводимых в порядке безналичных расчетов.

Порядок отражения бухгалтерских записей в условиях функционирования Единого казначейского счета осуществляется на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 3-08-08/68, в соответствии с которым регистрацией учета к счету 7103 "Внутриказначейские расчеты по расходам федерального бюджета" является карточка учета внутриказначейских расчетов.

3.Вопрос. Кто инициирует процедуру внесения изменений в Реестр получателей средств федерального бюджета (далее - Реестр) в связи с введением Инструкции.

Ответ.Внесение изменений и дополнений в Реестр осуществляется Информационно-техническим департаментом Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмами Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2002 г. N 30-00-08/155 и от 25 декабря 2002 г. N 30-00-07/182 по инициативе как главного распорядителя средств, так и органа федерального казначейства.

Включение в Реестр иного получателя средств предлагается главным распорядителем средств на основании Разрешения Министра финансов Российской Федерации на осуществление операций со средствами федерального бюджета через счет, открытый иному получателю в учреждении Банка России или кредитной организации.

Орган федерального казначейства предлагает внесение изменений в Реестр в связи:

с исключением обособленных подразделений, не наделенных получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета, после введения в действие Порядка осуществления органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета;

с переходом клиента на обслуживание в другой орган федерального казначейства; уточнением присвоенных ему кодов организационно-правовых форм и форм собственности по общероссийским классификаторам.

Изменения в Реестр вносятся Информационно-техническим департаментом Министерства финансов Российской Федерации в установленном порядке.

4.Вопрос. На кого распространяется понятие "иной получатель средств"?

Необходимо ли при открытии лицевого счета распорядителя средств представлять в орган федерального казначейства перечень только иных получателей средств, находящихся в его ведении?

Пунктом 2 Инструкции введено новое понятие "иной получатель средств", под которым в целях Инструкции понимается получатель средств, осуществляющий операции со средствами федерального бюджета через счет, открытый ему в учреждении Банка России или кредитной организации.

Данное понятие введено в целях обеспечения учета и отчетности по операциям федерального бюджета, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) могут осуществляться, минуя счета Федерального казначейства.

Это прежде всего операции, осуществляемые федеральными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 216 БК) за пределами Российской Федерации.

Под это понятие подпадают также бюджетные учреждения, расположенные на территориях (город, район), где отсутствуют органы федерального казначейства, а также воинские части, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выдано специальное разрешение Министра финансов Российской Федерации по форме, утвержденной приложением N 4 к Инструкции.

Учитывая особый статус иного получателя средств, пунктами 13, 14 Инструкции к числу обязательных для представления в орган федерального казначейства документов при открытии главному распорядителю и распорядителю средств лицевых счетов распорядителя средств входит перечень иных получателей средств, в отличие от других распорядителей и получателей средств, находящихся в их ведении.

2.Порядок открытия лицевых счетов

5.Вопрос. Можно ли федеральному учреждению открыть второй лицевой счет получателя средств по главе главного распорядителя средств, в ведении которого он не находится?

Ответ.В соответствии с пунктом 9 Инструкции, предусматривающим открытие клиенту только одного лицевого счета соответствующего вида, отдельным главным распорядителям средств необходимо будет внести изменения в порядок управления отдельными расходами федерального бюджета.

Учитывая, что в соответствии с Кодексом (статья 158) главный распорядитель средств имеет право распределять бюджетные ассигнования исключительно по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении, осуществление расходов федерального бюджета за счет ассигнований, утвержденных главному распорядителю средств, в ведении которого этот получателе средств не находится (в частности, расходы на выплату стипендий Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений), возможно лишь после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.

С учетом вышеизложенного порядок финансирования стипендий Президента Российской Федерации, установленный письмом Минфина России от 4 февраля 2000 г. N 03-01-12/12-46, не применяется.

Норма комментируемого пункта усилена пунктом 7 Инструкции, который предусматривает при открытии лицевого счета клиенту использовать его учетный номер, включающий согласно пункту 6 Инструкции не только код бюджетополучателя, присвоенный ему в Реестре, но и код главы главного распорядителя средств, в ведении которого он находится.

Необходимо отметить, что положение, установленное пунктом 9 Инструкции, не распространяется на лицевые счета, открываемые:

органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или территориальному органу государственного внебюджетного фонда на основании соглашения о передаче им главным распорядителем средств федерального бюджета функций распорядителя или получателя средств, находящегося в его ведении, в соответствии со статьей 130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год";

заказчикам-застройщикам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждения положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета".

6.Вопрос. О представлении информации об открытии (закрытии) лицевого счета получателя средств органам государственных внебюджетных фондов.

Должен ли орган федерального казначейства сообщить клиенту об открытии ему лицевого счета?

Ответ.Пунктом 11 установлена обязанность органа федерального казначейства в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя средств сообщить об этом не только налоговому органу по месту регистрации получателя средств, а также органам государственных внебюджетных фондов, представление которым такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

В частности, на основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" на органы федерального казначейства, по аналогии с учреждениями банков, возложена обязанность сообщать об открытии или закрытии лицевых счетов клиентов в исполнительный орган Фонда по месту их регистрации в пятидневный срок со дня открытия или закрытия таких счетов.

На основании пункта 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного срока влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Письменная информация клиенту об открытии ему лицевого счета органом федерального казначейства не направляется.

7.Вопрос. О документах, представляемых для открытия лицевых счетов:

7.1.Каким нормативным документом утверждена форма документа о государственной регистрации?

Ответ.Форма свидетельства о государственной регистрации, копия которого, заверенная в установленном порядке, представляется получателем средств (пункт 16 Инструкции) в орган федерального казначейства, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при регистрации юридических лиц и требований к их оформлению".

7.2.В каких случаях распорядителю средств необходимо представить в орган федерального казначейства разрешение о наделении его полномочиями по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении (пункт 14 Инструкции)?

Ответ.Предоставление для открытия лицевого счета распорядителя средств письменного разрешения вышестоящего распорядителя средств, дающего распорядителю средств полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении, является обязательным, если в учредительном документе распорядителя средств отсутствуют положения об этих полномочиях.

7.3.Где хранится копия соглашения, предусмотренная пунктом 19 Инструкции?

Ответ.Заверенная главным распорядителем средств или нотариально копия соглашения о передаче функций, являющаяся основанием для открытия распорядителю или получателю средств в органе федерального казначейства соответствующего лицевого счета, хранится в юридическом деле клиента.

7.4.О карточке образцов подписей и оттиска печати (далее - карточка):

об обязательности включения в карточку образца оттиска гербовой печати клиента (пункт 23 Инструкции).

Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие у федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений печати с помещением на ней изображения Государственного герба Российской Федерации.

При этом в учредительных документах федерального бюджетного учреждения должно быть соответствующее положение об использовании им печати с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, включены в том числе сведения, содержащие информацию в области военной, внешнеполитической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. При этом, согласно пунктам 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", предусматривается использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и ведомственную принадлежность организаций.

Учитывая положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне, у федеральных бюджетных учреждений, например, входящих в систему органов военного управления Минобороны России, осуществляющих обслуживающие (тыловые) функции (например: квартирно-эксплуатационного управления (части) и т.д.), допускается наличие печати без воспроизведения Государственного герба Российской Федерации, а у бюджетных учреждений, имеющих условное наименование - войсковая часть, без указания ведомственной принадлежности.

Таким образом, требование положений пункта 23 Инструкции по наличию у клиентов гербовой печати направлено исключительно на те федеральные органы государственной власти и федеральные бюджетные учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены учредителем правом применения печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

7.5.О порядке заверения карточки, представляемой клиентом в случае дополнения хотя бы одной новой подписи.

Порядок заверения карточки, представляемой клиентом в случае дополнения хотя бы одной новой подписи, установлен пунктом 26 Инструкции: абзац второй пункта определяет случаи, когда дополнительного заверения карточки не требуется; абзац третий - когда она должна быть заверена вышестоящей организацией или нотариально.

7.6.Порядок хранения карточек, подлежащих замене.

Хранение дополнительных экземпляров карточек, подлежащих замене (пункт 27 Инструкции), осуществляется в соответствии с правилами работы архива органа федерального казначейства, которые должны быть разработаны на основании Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.

8.Вопрос. Какие документы должны быть представлены в орган федерального казначейства для открытия лицевых счетов федеральным бюджетным учреждениям, входящим в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации, а также воинским частям?

Действие пункта 18 Инструкции, закрепляющего особый порядок открытия лицевых счетов в части представления необходимых документов органами государственной власти Российской Федерации или их территориальными органами, распространяется на федеральные бюджетные учреждения, входящие в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации.

На федеральные бюджетные учреждения с условным наименованием - войсковая часть, не имеющие собственного положения (устава) и действующие на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, также распространяется действие положения пункта 18 Инструкции.

3.Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов

9.Вопрос. Какие документы представляются клиентом при переоформлении лицевого счета по основаниям, установленным пунктом 29 Инструкции?

Ответ.Пункт 29 Инструкции содержит исчерпывающий перечень документов, подлежащих обязательному представлению клиентом в орган федерального казначейства для переоформления лицевого счета при изменении наименования клиента, не вызванного его реорганизацией и не связанного с изменением его подчиненности или организационно-правового статуса.

В связи с тем, что информация о новом наименовании клиента содержится в вышеупомянутых документах и является достаточной для осуществления органом федерального казначейства функций, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а изменение наименования клиента по основаниям, установленным данным пунктом, не влечет за собой изменения присвоенного клиенту идентификационного номера налогоплательщика, копии документа о государственной регистрации и свидетельства налогового органа о постановке на учет по новому наименованию клиента в его юридическом деле не хранятся.

Переоформление лицевого счета осуществляется на основании Заявления на переоформление лицевого счета, представленного клиентом по форме, установленной приложением 5 к Инструкции.

10.Вопрос. Порядок переоформления юридических дел клиентов и отражения изменений в Книге регистрации лицевых счетов после приведения их в соответствие с Инструкцией?

Ответ.Орган федерального казначейства производит доукомплектование юридического дела клиента в соответствии с требованиями настоящей Инструкции без оформления нового дела. Документы, ранее представленные клиентом, хранятся в едином юридическом деле.

Заявления по формам, утвержденным Инструкцией, подлежат обязательному применению с момента введения ее в действие, т.е. при оформлении процедуры открытия, переоформления или закрытия лицевого счета, производимой после 25 февраля 2003 г.

В Книге регистрации лицевых счетов в графе "примечание" органом федерального казначейства отражается дата переоформления лицевого счета в соответствии с пунктами 28, 29 настоящей Инструкции, а также изменения, внесенные в связи с переоформлением лицевого счета.

11.Вопрос. Порядок передачи лимитов бюджетных обязательств принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, остатков неиспользованных объемов финансирования при закрытии лицевых счетов?

Ответ.При закрытии лицевых счетов по основаниям, определенным пунктом 36 Инструкции (в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц), главными распорядителями средств на дату реорганизации учреждений вносятся изменения в установленном порядке в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств с начала года.

Органами федерального казначейства на лицевых счетах реорганизуемых учреждений по новой подчиненности отражаются:

объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования - на основании соответствующих документов главных распорядителей средств (уведомлений, реестров);

кассовые расходы - на основании передаточных и разделительных балансов реорганизуемых учреждений, составленных в объеме форм годового отчета.

4.Порядок отражения операций на лицевых счетах

12.Вопрос. На основании каких документов отражается операция по доведению объемов финансирования расходов на лицевом счете иного получателя средств?

Ответ.Согласно пункту 42 Инструкции необходимым условием для отражения на лицевом счете иного получателя средств операции по доведению объемов финансирования является наличие двух платежных документов, представленных распорядителем средств, в ведении которого находится иной получатель средств: расходное расписание и платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств со счета органа федерального казначейства на счет, открытый иному получателю средств в учреждении банка или кредитной организации для учета операций со средствами федерального бюджета.

13.Вопрос. В каком порядке осуществляется ежемесячная сверка между органом федерального казначейства и клиентом по операциям, отраженным на лицевых счетах?

Ответ.Орган федерального казначейства ежемесячно сверяет с главным распорядителем (распорядителем средств) учтенные на его лицевом счете остатки и операции по движению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в порядке, установленном пунктом 44 Инструкции. Сверка осуществляется по умолчанию, т.е. при отсутствии возражений клиента в письменной форме в течение трех дней с даты вручения ему копии лицевого счета, совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными.

В аналогичном порядке производится сверка остатков и операций, отраженных на лицевом счете получателя средств (лицевом счете иного получателя средств), между органом федерального казначейства и получателем средств (распорядителем средств, в ведении которого находится иной получатель средств).

14.Вопрос. Требуется ли в платежном поручении в поле "плательщик" указывать ИНН получателя средств и номер его лицевого счета? Порядок оформления платежных документов при совершении платежей в системе электронных расчетов Банка России.

Ответ.Порядок заполнения и реквизиты платежных поручений, представляемых клиентом в орган федерального казначейства, установлены шестым абзацем пункта 54 Инструкции.

Совершение платежей в системе электронных расчетов Банка России осуществляется согласно заключенным между органом федерального казначейства и учреждением банка (пункт 60 Инструкции) договором, в котором предусматривается порядок оформления, обработки и обмена электронными платежными документами.

Допускается представление клиентом в орган федерального казначейства двух (вместо четырех) экземпляров платежных поручений.

Орган федерального казначейства на основании платежных поручений клиентов, оформленных подписями должностных лиц и оттиском печати клиента и являющихся основанием для органа федерального казначейства на отражение кассового расхода на лицевых счетах получателя средств, формирует реестр (опись) платежных поручений на бумажном носителе. Указанные реестры (описи) платежных поручений подлежат оформлению подписями руководителя и главного бухгалтера органа федерального казначейства и оттиском его печати (в конце каждого листа) и прилагаются вместе с иными документами операционного дня к банковской выписке из счета органа федерального казначейства.

Одновременно обращаем внимание, что на бумажном носителе банковской выписки, полученной органом федерального казначейства из учреждения банка в электронном виде, уполномоченный руководителем органа федерального казначейства работник проставляет штамп "Получено", дату приемки электронной банковской выписки и свою подпись.

15.Вопрос. В каком размере получатель средств может осуществить предварительную оплату за счет средств федерального бюджета?

Ответ.В соответствии с абзацем вторым пункта 56 Инструкции получатель средств вправе осуществить авансовые платежи за поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, не превышающие установленный законодательством Российской Федерации размер, при наличии такого условия в договоре, заключенном получателем средств с поставщиком товара или исполнителем работ.

16.Вопрос. Имеет ли право орган федерального казначейства запрашивать у получателя средств для осуществления кассового расхода федерального бюджета иные документы, не установленные пунктом 56 Инструкции?

Ответ.Пунктом 56 Инструкции установлен перечень документов, представляемых получателем средств в качестве основания платежа за счет средств федерального бюджета. При этом документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств, являются:

при оплате за поставленные товары - накладная либо акт приемки-передачи основных средств, в случае приобретения их за плату у других организаций;

при оплате за выполненные работы, оказанные услуги - акт выполненных работ или счет (либо счет-фактура, учитывая, что счет-фактура также является документом, подтверждающим факт оказания услуги).

Документы, являющиеся основанием для платежа за счет средств федерального бюджета по капитальным расходам, представляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждения положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета".

17.Допускается ли оплата денежных обязательств за счет средств федерального бюджета на основании представленного получателем средств счета как формы договора?

Ответ.Статья 70 Кодекса определяет исключительные цели расходования бюджетными учреждениями бюджетных средств, к которым относит оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

При этом следует иметь в виду, что согласно статье 71 Кодекса на основе государственных или муниципальных контрактов осуществляются исключительно все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, в соответствии со статьей 434 ГК приобретение товаров и услуг может осуществляться на основании договора, заключенного в любой форме, предусмотренной для свершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно статье 161 ГК простая письменная форма заключения договора для юридических лиц является универсальной, за исключением случаев, указанных в статье 159 ГК, когда обязательства исполняются сторонами при самом совершении сделки, и письменная фиксация их прав и обязанностей не требуется.

Пункт второй 434 статьи устанавливает, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами (например, счет).

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.