Письмо Минфина № 03-05-06-04/254 от 2010-10-27

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992
Уточните месяцДекабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь
27.10.2010
№ 03-05-06-04/254

Письмо Минфина РФ от 27.10.2010г. № 03-05-06-04/254

Вопрос: Пункт 1 статьи 3 НК РФ вводит принцип всеобщности и равенства налогообложения. Однако в состав объектов обложения транспортным налогом, который отнесен Минфином России к имущественным, не включен, в частности, железнодорожный транспорт, чем нарушен указанный принцип. Согласно п. 2 ст. 3 НК РФ налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных и иных подобных критериев. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ). Налоговая база транспортного налога - мощность двигателя - не отражает ни интенсивность использования дорог транспортным средством, ни его остаточную стоимость. То есть налоговая база транспортного налога установлена произвольно и не имеет экономических оснований. Ставки налога дифференцированы также произвольно, экономически необоснованны и имеют дискриминационный характер для разных социальных групп автовладельцев, в частности дискриминация владельцев автомобилей с более мощными двигателями. Предполагается ли отмена транспортного налога как юридически необоснованного, не имеющего экономических оснований и нарушающего принцип справедливости и равенства прав граждан?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 27 октября 2010 г. N 03-05-06-04/254

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее. В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. При этом в соответствии с бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации суммы, поступающие от уплаты транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных дорог, так и на другие цели. Согласно ст. 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия. Что касается железнодорожного транспорта, то он, в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта, не подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"). Установленный в гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 1 и 3 Кодекса). Кроме того, обращаем внимание на то, что вопрос о соответствии гл. 28 Кодекса Конституции Российской Федерации неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 600-О-О, от 17.12.2009 N 1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от 23.06.2009 N 835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений гл. 28 Кодекса Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено. Одновременно сообщаем, что Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В рамках изменений предусматривается снижение базовых ставок транспортного налога по отдельным видам транспортных средств, а также предусматривается в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно предоставить законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации право устанавливать пониженные ставки транспортного налога, вплоть до нулевой ставки.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 27.10.2010

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.