Письмо Минфина N 03-03-06/1/70 от 2011-02-04
Орган выпустивший документ | Министерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития |
---|---|
Тип документа | Письмо, Приказ |
Уточните год | 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992 |
Уточните месяц | Декабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь |
N 03-03-06/1/70
Письмо Мифина РФ от 04.02.2011г. N 03-03-06/1/70
Вопрос: Основным и единственным видом деятельности организации (ООО) является предоставление займов физическим лицам под процент. 1. Правомерно ли организация определила в учетной политике в целях налогового учета все затраты (общехозяйственные расходы, ненормируемые расходы на рекламу, вознаграждение по агентским договорам, амортизация и др.) как косвенные расходы и уменьшает на такие расходы налоговую базу по налогу на прибыль отчетного периода? 2. Согласно требованиям ПБУ 9/99 для целей бухгалтерского учета организация должна самостоятельно признавать поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. В бухгалтерском учете процентный доход, полученный от предоставления займов физическим лицам, организация отражает проводкой: Дт 76-03 Кт 91-01. Вправе ли организация признать процентный доход по займам выручкой от реализации и отражать в бухгалтерском учете проводкой: Дт 76-03 Кт 90-01, чтобы понесенные расходы и доходы соотносились между собой? 3. Организация заключает договоры на рекламные услуги, расходы по которым не указаны в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ и являются расходами, не превышающими 1% выручки от реализации. Имеет ли право организация признавать доходом от реализации (выручкой) процентный доход по предоставленным займам физическим лицам, в том числе учитывать его в качестве базы для определения предельной величины нормируемых расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль? 4. Единственным участником ООО является юридическое лицо - нерезидент. Участником периодически вносятся денежные вклады в имущество ООО в иностранной валюте. Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по вкладам в имущество общества нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не регламентирован. Вправе ли организация отражать в бухгалтерском учете денежный вклад участников в имущество ООО следующей проводкой: Дт 52 Кт 91.01 по курсу Банка России на дату поступления денежных средств на текущий валютный счет? 5. Имеет ли право организация включать в целях исчисления налога на прибыль в прочие внереализационные расходы созданные резервы по предоставленным займам физическим лицам и процентам, а при восстановлении резервов - в прочие внереализационные доходы?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/70
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. По вопросу 1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Порядок распределения расходов на прямые и косвенные и их учета в целях налогообложения прибыли при методе начисления определен ст. ст. 318 - 320 и 272 НК РФ. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. По вопросу 3. В силу ст. 248 НК РФ под доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Статья 249 НК РФ устанавливает порядок определения доходов от реализации. В п. 6 ст. 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. В ст. 251 НК РФ приведен перечень доходов, которые организация-налогоплательщик не учитывает при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В нем не упоминаются проценты по долговым обязательствам. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим, поэтому все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке. Абзацем 5 п. 4 ст. 264 НК РФ устанавливается, что расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Таким образом, процентный доход по предоставленным физическим лицам займам в целях налогообложения прибыли учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 НК РФ и не учитывается в качестве базы для определения предельной величины нормируемых расходов на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. По вопросу 5. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам по налогу на прибыль относятся в том числе расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Пунктом 3 ст. 266 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. При этом положение п. 3 ст. 266 НК РФ не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Таким образом, налогоплательщик, имеющий сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового) периода сформировать в отношении нее резерв по сомнительным долгам, а расходы по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов. При этом возможности формирования резерва по задолженности по невыплаченным процентам п. 3 ст. 266 НК РФ не предусмотрено (за исключением банков). В соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены ст. ст. 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 НК РФ. По вопросам 2 и 4. По сообщению Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения. Учитывая изложенное, в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 04.02.2011
- Налоговые вычеты
- Увольнение
- Отпуск
- Больничный
- Аудиторские услуги