Письмо Минфина N 03-03-06/1/70 от 2011-02-04

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992
Уточните месяцДекабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь
04.02.2011
N 03-03-06/1/70

Письмо Мифина РФ от 04.02.2011г. N 03-03-06/1/70

Вопрос: Основным и единственным видом деятельности организации (ООО) является предоставление займов физическим лицам под процент. 1. Правомерно ли организация определила в учетной политике в целях налогового учета все затраты (общехозяйственные расходы, ненормируемые расходы на рекламу, вознаграждение по агентским договорам, амортизация и др.) как косвенные расходы и уменьшает на такие расходы налоговую базу по налогу на прибыль отчетного периода? 2. Согласно требованиям ПБУ 9/99 для целей бухгалтерского учета организация должна самостоятельно признавать поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. В бухгалтерском учете процентный доход, полученный от предоставления займов физическим лицам, организация отражает проводкой: Дт 76-03 Кт 91-01. Вправе ли организация признать процентный доход по займам выручкой от реализации и отражать в бухгалтерском учете проводкой: Дт 76-03 Кт 90-01, чтобы понесенные расходы и доходы соотносились между собой? 3. Организация заключает договоры на рекламные услуги, расходы по которым не указаны в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ и являются расходами, не превышающими 1% выручки от реализации. Имеет ли право организация признавать доходом от реализации (выручкой) процентный доход по предоставленным займам физическим лицам, в том числе учитывать его в качестве базы для определения предельной величины нормируемых расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль? 4. Единственным участником ООО является юридическое лицо - нерезидент. Участником периодически вносятся денежные вклады в имущество ООО в иностранной валюте. Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по вкладам в имущество общества нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не регламентирован. Вправе ли организация отражать в бухгалтерском учете денежный вклад участников в имущество ООО следующей проводкой: Дт 52 Кт 91.01 по курсу Банка России на дату поступления денежных средств на текущий валютный счет? 5. Имеет ли право организация включать в целях исчисления налога на прибыль в прочие внереализационные расходы созданные резервы по предоставленным займам физическим лицам и процентам, а при восстановлении резервов - в прочие внереализационные доходы?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/70

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. По вопросу 1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Порядок распределения расходов на прямые и косвенные и их учета в целях налогообложения прибыли при методе начисления определен ст. ст. 318 - 320 и 272 НК РФ. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. По вопросу 3. В силу ст. 248 НК РФ под доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Статья 249 НК РФ устанавливает порядок определения доходов от реализации. В п. 6 ст. 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. В ст. 251 НК РФ приведен перечень доходов, которые организация-налогоплательщик не учитывает при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В нем не упоминаются проценты по долговым обязательствам. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим, поэтому все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке. Абзацем 5 п. 4 ст. 264 НК РФ устанавливается, что расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Таким образом, процентный доход по предоставленным физическим лицам займам в целях налогообложения прибыли учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 НК РФ и не учитывается в качестве базы для определения предельной величины нормируемых расходов на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ. По вопросу 5. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам по налогу на прибыль относятся в том числе расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Пунктом 3 ст. 266 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. При этом положение п. 3 ст. 266 НК РФ не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Таким образом, налогоплательщик, имеющий сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового) периода сформировать в отношении нее резерв по сомнительным долгам, а расходы по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов. При этом возможности формирования резерва по задолженности по невыплаченным процентам п. 3 ст. 266 НК РФ не предусмотрено (за исключением банков). В соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены ст. ст. 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 НК РФ. По вопросам 2 и 4. По сообщению Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения. Учитывая изложенное, в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 04.02.2011

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.