Письмо Минфина N 03-03-06/1/239 от 2011-04-15

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992
Уточните месяцДекабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь
15.04.2011
N 03-03-06/1/239

Письмо Минфина РФ от 15.04.2011г. N 03-03-06/1/239

Вопрос: Вправе ли организация относить к расходам на оплату труда в целях налога на прибыль взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, перечисленные в случае наступления у участника дополнительных пенсионных оснований?

Учитываются ли в составе расходов на оплату труда на основании п. 16 ст. 255 НК РФ суммы взносов, перечисленных работодателем по договору негосударственного пенсионного обеспечения за участников предпенсионного возраста, уволенных в связи с сокращением численности или штата, получающих пенсию по представлению органов службы занятости, т.е. лиц, которые к моменту перечисления взносов не являются работниками налогоплательщика?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 15 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/239

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на уплату взносов в негосударственные пенсионные фонды и сообщает следующее.

На основании ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Согласно ст. 10 Закона N 75-ФЗ пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.

В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Таким образом, в состав расходов для целей налогообложения прибыли могут быть включены только взносы в негосударственные пенсионные фонды по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, установленным п. 16 ст. 255 Кодекса, т.е. только в случае наступления у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Расходы на уплату взносов в случае наступления дополнительных пенсионных оснований, предусмотренных договором, в составе налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. В отношении учета расходов на уплату взносов в негосударственные пенсионные фонды за участников предпенсионного возраста, трудовой договор с которыми был расторгнут, т.е. на момент перечисления взносов указанные участники не являются работниками организации, сообщаем следующее.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Учитывая изложенное, суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 15.04.2011

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.