Письмо Минфина N 03-03-06/4/92 от 2011-08-08
Орган выпустивший документ | Министерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития |
---|---|
Тип документа | Письмо, Приказ |
Уточните год | 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992 |
Уточните месяц | Декабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь |
N 03-03-06/4/92
Письмо Минфина России от 08.08.2011 N 03-03-06/4/92
Вопрос: Изменен вид федерального государственного унитарного предприятия на федеральное казенное предприятие (ФКП).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон) оно является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления.
Правомочия собственника имущества ФКП осуществляют Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 5 ст. 20 Закона).
В соответствии с п. 5 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2010 году, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 351, предприятию выделены субсидии для возмещения затрат, связанных с созданием предприятия (далее - субсидии на создание предприятия), в том числе:
на погашение имеющейся на дату создания предприятия кредиторской задолженности предприятия;
на финансирование расходов, связанных с решением организационно-правовых вопросов создания предприятия.
Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
ФКП является унитарным предприятием, имущество которого находится в федеральной собственности, а субсидии на создание предприятия предоставлены за счет средств федерального бюджета уполномоченным в установленном порядке органом, осуществляющим полномочия собственника на безвозмездной и безвозвратной основе. Следовательно, сумма субсидий на создание предприятия не подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
За счет субсидии на создание предприятия погашены кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность по налогам и сборам в бюджет и во внебюджетные фонды, накопившаяся до момента создания ФКП.
Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет и во внебюджетные фонды?
Каким образом учитываются полученные субсидии на создание предприятия при исчислении НДС?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 8 августа 2011 г. N 03-03-06/4/92
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения средств в виде субсидий для возмещения затрат, связанных с созданием предприятия, выделяемых из федерального бюджета федеральному казенному предприятию оборонно-промышленного комплекса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 351 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2011 - 2013 годах", и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей налогообложения прибыли в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, в том числе в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (ст. 250 НК РФ).
В ст. 251 НК РФ поименован исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
На основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
При этом положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
В силу ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" федеральное казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Согласно п. 2 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2011 - 2013 годах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 351 (далее - Правила), субсидии предоставляются предприятиям в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, а предприятиям, находящимся в ведении Федерального космического агентства, - в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке этому Агентству.
Субсидии предоставляются предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат этих предприятий при условии недостаточности доходов для покрытия их расходов, предусмотренных утвержденными в установленном порядке на основе программ деятельности предприятий на очередной год и плановый период сметами доходов и расходов предприятий, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, ежеквартально по итогам отчетного периода, а также возмещения затрат, связанных с созданием этих предприятий (п. 3 Правил).
Из изложенного следует, что субсидии унитарному предприятию выделяются не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, а в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации на безвозмездной основе.
В этой связи доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, не относятся к доходам, указанным в ст. 250 НК РФ, и на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Как следует из положений п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств, полученных в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Из положений данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
По вопросу уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом полагаем, что данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели унитарным предприятиям в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что унитарные предприятия, получившие субсидии из федерального бюджета на основании Постановления Правительства Российской Федерации на погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
При этом обращаем внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Следовательно, ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии, подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. При этом следует отметить, что в случае оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.08.2011
- Налоговые вычеты
- Увольнение
- Отпуск
- Больничный
- Аудиторские услуги