Письмо Минфина N 03-03-06/1/491 от 2011-08-16

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992
Уточните месяцДекабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь
16.08.2011
N 03-03-06/1/491

Письмо Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/1/491

Вопрос: Организация - производитель скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) заключает договоры на поставку с крупными торговыми сетями. Право собственности на поставляемую продукцию переходит в момент передачи.

Некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

Нереализованная продукция с истекшим сроком годности подлежит возврату поставщику, то есть происходит обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности по стоимости, соответствующей стоимости реализации данной продукции. После выкупа продукция подлежит уничтожению.

Расходы, произведенные по товарам с истекшим сроком годности, осуществляются в рамках деятельности, направленной на получение дохода, а процедура возврата документально подтверждена.

В настоящее время действуют Санитарные правила и нормы 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20) (далее - Санитарные правила). Нормами законодательства РФ не утверждены санитарные правила и нормы в отношении таких скоропортящихся товаров, как салаты и кулинарные изделия.

Вправе ли организация учесть расходы на обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности, а также расходы на утилизацию данной продукции для целей налога на прибыль?

Вправе ли организация применять положения Санитарных правил по аналогии, поскольку для салатов и кулинарных изделий не утверждены санитарные правила и нормы?

Вправе ли организация принять к вычету НДС, уплаченный по товарам, вернувшимся ей от покупателя после окончания срока годности?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 16 августа 2011 г. N 03-03-06/1/491

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, и сообщает следующее.

Положениями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).

В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).

Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

В отношении других скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) на поставщиков (производителей) данной продукции такая обязанность не возлагается.

Учитывая изложенное, считаем, что, если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.

Одновременно сообщаем, что в связи с неясной формулировкой вопроса о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость ответить по существу на поставленный вопрос не представляется возможным.

Кроме этого, сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.08.2011

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.