Письмо Минфина № 03-02-07/1-325 от 2011-09-13

Орган выпустивший документМинистерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития
Тип документаПисьмо, Приказ
Уточните год2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003, 2002, 2001, 2000, 1999, 1998, 1997, 1996, 1995, 1994, 1993, 1992
Уточните месяцДекабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль, Январь
13.09.2011
№ 03-02-07/1-325

Письмо Мифина РФ от 13.09.2011г. № 03-02-07/1-325

Вопрос: ООО осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц.

ООО заключает со своими клиентами агентские договоры на прием платежей физических лиц в письменной форме на бумажном носителе.

В настоящее время ООО имеет намерение оформлять дополнительные соглашения к данным договорам, а также акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) путем их составления в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Одним из обязательных реквизитов таких документов является личная подпись должностного лица, ответственного за хозяйственную операцию и правильность ее оформления.

В апреле этого года был принят и вступил в действие Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи", пришедший на смену ныне действующему Федеральному закону от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Указанный Федеральный закон N 63-ФЗ предусматривает такой вид электронной подписи, как квалифицированная электронная подпись.

При этом согласно ст. ст. 19, 20 Федерального закона N 63-ФЗ сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ, а электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Вправе ли организация-налогоплательщик принимать к бухгалтерскому и налоговому учету дополнительные соглашения к агентскому договору на прием платежей, а также первичные учетные документы, в том числе акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), оформленные путем их составления в электронном виде с применением электронной цифровой подписи?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 13 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-325

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о принятии к бухгалтерскому и налоговому учету гражданско-правовых договоров и первичных учетных документов, оформленных в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, и сообщается следующее.

Пунктом 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Полагаем, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может приниматься к бухгалтерскому и (или) налоговому учету, если это не нарушает требования, указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2011 N 20303).

Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа в налоговые органы производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.09.2011

Расширяем кругозор:

Поиск по разделу:

 
Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.