Восстановление бухгалтерской документации
В офисе организации произошел пожар, бухгалтерские документы сгорели. Какие могут быть последствия и нужно ли их восстанавливать?
В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности может возникнуть ситуация, когда документация будет уничтожена (пожар, наводнение, кража). В любом случае бухгалтерская и налоговая документация подлежит восстановлению, это в интересах самой организации.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация обязана хранить свою бухгалтерскую документацию (первичные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность организации) в течение установленных сроков (см. Перечень типовых управленческих документов с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000г.), но не менее 5 лет.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщику следует в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Ответственность за сохранность, оформление и передачу документации в архив несет главный бухгалтер, а за организацию ее хранения - руководитель организации.
Порядок действий при пропаже и гибели первичных документов установлен "Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете" (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105):
- В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации своим приказом назначает комиссию по расследованию причин пропажи или уничтожения документов.
Созданная комиссия обязана выявить и документально подтвердить причину утраты документов. К акту, созданному по результатам работы комиссии, должны быть приложены оправдательные документы, а именно:
- если документация была уничтожена во время пожара, факт пожара должен быть подтвержден справкой органов противопожарной службы;
- если случилось наводнение, ураган или иная чрезвычайная ситуация, связанная со стихийным бедствием, то эти факты подтверждаются официальным документом от службы МЧС России;
- чрезвычайные ситуации, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, подтверждаются соответствующими коммунальными службами,
- кража подтверждается органами внутренних дел РФ.
Оформленный надлежащим образом акт по результатам работы комиссии утверждается руководителем организации.
- На основании ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" проводится инвентаризация имущества в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
- По результатам проведенной инвентаризации составляется подробная опись недостающих документов.
Последствия отсутствия первичных учетных документов.
Статья 120 НК РФ отсутствие документации относит к грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. На основании этого положения организация во время проверки рискует попасть под штраф в размере не менее 5 тыс. руб.
В случае утраты документов, относящихся к нескольким налоговым периодам, штрафные санкции возрастают, т.к. налоговые органы могут расценить отсутствие документов с занижением налоговой базы по налогу. В этой ситуации сумма штрафа составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
За утерю документов организация может быть привлечена к ответственности по ст. ст. 122 и 126 НК РФ.
Кроме того, к административной ответственности будут привлечены должностные лица организации: ст.15.11 КоАП предусматривает в таких случаях штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.
В случае, если сохранились регистры бухгалтерского учета в электронном или бумажном виде, а утрачены только первичные документы, возможно, что организация восстановит полностью утраченные документы, направив запросы на представление дубликатов документов, и штрафных санкций удастся избежать.
В случае, если уничтожена вся документация в бумажном и электронном виде: восстановление документов нужно начинать с направления запроса в обслуживающий банк, с просьбой о предоставлении сведений о движении денежных средств на банковских счетах за соответствующий период.
По полученной из банка информации восстанавливается движение денежных средств и список контрагентов, с которыми фирма работала по безналичному расчету. К контрагентам отправляются официальные запросы с просьбой о предоставлении копий документов и актов сверок за соответствующий период.
Для уточнения юридических адресов контрагентов можно воспользоваться сервисом "Сведения из ЕГРЮЛ" на сайте ФНС РФ, или обратиться в соответствующий единый государственный реестр с просьбой о получении необходимых сведений о партнере.
Отсутствие попыток восстановить утраченные документы, не зависимо от причины утраты, не исключает вины налогоплательщика - бездействие будет квалифицировано как совершение налогового правонарушения по неосторожности со всеми вытекающими последствиями.
На основе восстановленной документации организация заново формирует регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Если ее показатели совпадут с показателями финансовой и налоговой отчетности организации, предоставленной налоговым органам (копии представленных деклараций и бухгалтерской отчетности представляются по запросу налогоплательщика), то можно считать, что бухгалтерская документация восстановлена в полном объеме.
В случае обнаружения расхождений необходимо продолжать восстановление документации, если часть расходов не будет документального подтверждения, эти суммы следует исключить из состава расходов, пересчитать суммы налогов и подать уточненные налоговые декларации, предварительно уплатив налоги и пени.
В соответствии с действующим законодательством при отсутствии документов, подтверждающих доходы и расходы налогоплательщика, при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с п.1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Полагаем, что мы сумели убедить Вас в необходимости восстановления бухгалтерской документации.
Наши услуги
- Восстановление бухгалтерского учета
- Налоговое сопровождение
- Вопросы налогообложения
- Вопросы бухгалтерского учета
- Консультационное обслуживание
- Инициативный аудит
- Налоговые вычеты
- Увольнение
- Отпуск
- Больничный
- Аудиторские услуги