ЛикбезУвольнениеРасчет при увольнении

Другие компенсационные выплаты при расторжении трудового договора

ТК РФ также предусмотрено сохранение среднего месячного заработка уволенного работника на период трудоустройства при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Кодекса) с зачетом выходного пособия (ст. 178 Кодекса).

При этом для получения бывшим работником среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) работнику достаточно подтвердить факт, что он в этот период не работал, указанная выплата не зависит от того, по какой причине он не был трудоустроен.

Средний месячный заработок может сохраняться за работником и в течение третьего месяца после увольнения, но уже только в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ), что подтверждается соответствующей справкой из органа службы занятости населения.

Не производятся выплаты в размере среднего заработка на период трудоустройства, если увольняемый в связи с ликвидацией организации или проведением мероприятий по сокращению численности или штата работник является:

— совместителем (такие работники уже трудоустроены по основному месту работы);

— принятым на сезонные работы (ст. 296 ТК РФ).

В настоящее время отсутствует единое мнение о том, обязана ли организация выплачивать средний месячный заработок пенсионерам, уволенным в связи с сокращением численности (штата) работников, на период их трудоустройства.

Как указано в п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения), граждане, которым назначена пенсия по старости, не могут быть признаны безработными. Письмом Минфина России от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Федеральной службы по труду и занятости РФ, изложенное в Письме от 27.10.2005 № 1754-61. В соответствии с данным разъяснением у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников. Начисления таким работникам-пенсионерам при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ.

***При оценке правомерности выдачи решения службы занятости о сохранении за пенсионеркой, уволенной по сокращению штатов, среднего заработка за третий месяц со дня увольнения ФАС Центрального округа отметил следующее. Часть 2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных. Поскольку из содержания п. 17 Порядка регистрации безработных граждан 8 следует, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, а значит, и в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, служба занятости не должна выдавать им решения о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения 9.

***ФАС Волго-Вятского округа пришел к противоположному выводу: из норм трудового законодательства не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости 10.

Следует также учитывать позицию Президиума ВАС РФ, согласно которой споры о сохранении бывшему работнику среднемесячного заработка за третий месяц после увольнения по сокращению численности штата возникают из трудовых правоотношений и не связаны с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, т. е. не подведомственны арбитражным судам. Поэтому решение о выплате пенсионерам среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, организации следует принимать самостоятельно (это тоже вывод ВАС РФ?)11.

Нет, ВАС только указал, что решение подобных споров не относится к юрисдикции арбитражных судов. Решений судов общей юрисдикции по этому вопросу в правовых базах нет. Указанное Письмо Федеральной службы по труду и занятости РФ № 1754-61 было ответом на частный запрос. Поэтому на сегодняшний день вопрос о выплате среднего заработка уволенным пенсионерам остается на усмотрение организаций. Наверное, лучше поставить этот абзац ниже?

Исходя из позиции Минфина России на сегодняшний день, подобные выплаты могут быть учтены в составе расходов по налогу на прибыль. В то же время не исключена возможность изменения финансовым органом своего мнения, что повлечет за собой соответствующие налоговые риски.

Поэтому решение о выплате пенсионерам среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства, организациям в начтоящее время следует принимать самостоятельно.

Не исключен также риск возникновения споров с налоговыми органами при учете в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, сумм выходного пособия, выплаченного работникам, являющимся индивидуальными предпринимателями.

В силу ст. 2 Закона о занятости населения лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, считаются занятыми.

***Однако ФАС Волго-Вятского округа посчитал, что «трудоустройство» и «занятость» являются разными понятиями. Лицо, считающееся занятым, не может быть в обязательном порядке признано трудоустроенным и лишено права на сохранение заработной платы при увольнении по причине сокращения численности или штата работников организации в соответствии с трудовым законодательством.

Как указал суд, из содержания норм ТК РФ следует, что лица, заключившие трудовые договоры, имеют равные права в области трудовых отношений, в том числе право на сохранение заработной платы при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации на период трудоустройства в пределах сроков, установленных ТК РФ в зависимости от места расположения организации. Каких-либо особенностей в предоставлении тех или иных прав и гарантий работникам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, трудовое законодательство не предусматривает 12.

Все вопросы-ответы по теме Расчет при увольнении

Консультации

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам улучшить сервис для Вас с целью персонализации сервисов и предложений. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов.